s
Доцент Морозов Михаил Владимирович: официальный сайт

Михаил Владимирович Морозов:
персональный сайт

А Г Д К Л М П Р С Т У Х Я

Мат.модели (занятие, карта-2): Принципы работы с Golden Software Surfer


Курс "Математические методы моделирования в геологии"

Карты-1. Построение геохимических карт в Golden Software Surfer: общий подход, этапы и содержание работы. Форма отчета.
Карты-2. Принципы работы с Golden Software Surfer.
Карты-3. Подготовка данных для построения карты, карта фактов.

Оглавление:
Практика
   Знакомство с программой Surfer от фирмы Golden Software

Golden Software Surfer - лидирующее в мире ПО для построения пространственных моделей численных переменных, таких, как значения геофизического или геохимического поля и т.п. Данная глава поможет начать работу с программой, избегая типичных ошибок новичка.

ПРАКТИКА

Знакомство с программой Surfer от фирмы Golden Software

Назначение ПО в двух словах: построить в нужном масштабе карту численного параметра (в любом внешнем выполнении - точками, изолиниями, градациями цвета, как 3D-поверхность, как векторное поле) и оформить ее для презентации.

Что НЕ ДЕЛАЕТ программа: Surfer - это программа для построения цифровых моделей поверхностей в заданном параметре. Она не годится для "раскрашивания" территории, т.е. для создания карты, показывающей взаимное расположение точечных, линейных и площадных объектов, как чертежа (т.е. географической, политической и других подобных карт). Для создания таких карт требуется другое ПО (ArcInfo, MapInfo и мн. др.).

НА ЧТО ПОХОЖ Surfer. Инструментарий программы состоит из двух частей: (1) математическая часть - для создания и анализа карты поверхности - уникальная мощная программа, которая имеет аналоги (например, Oasis); (2) оформительская часть аналогична любой программе для создания векторной графики, которая позволяет создавать линии и другие объекты, а потом индивидуально модифицировать их (лидеры в данной области - Corel Draw, Adobe Illustrator), по части рисования Surfer, конечно, уступает специальным графическим пакетам, т.к. он создан как картографическое ПО, а не просто графическое

Запустим программу Surfer и познакомимся с логикой работы в ней.

Файл проекта Surfer (расширение *.SRF) состоит из набора объектов, размещенных на печатном листе (по умолчанию формата A4, его контуры обозначены в окне Surfer). Объекты можно выделять мышью и совершать с ними операции наподобие обычных действий в программе векторной графики (масштабирование, перемещение, изменение свойств). Отдельные объекты могут входить в состав групп. Любая карта обязательно входит в группу типа Map, которой присвоена координатная сеть, общая для всех объектов этой группы.

Обратите внимание: если просто нарисовать графический объект (линию, прямоугольник и т.п.) он будет размещаться на печатном листе, но не будет иметь привязку к координатам карты, даже если будет нарисован поверх нее, т.к. не будет привязан к географическим координатам. Если нужно иметь линию или многоугольник, привязанный к координатам, необходимо создать объект-контур ("обводку") с помощью команды Base Map, а затем внести его в группу Map соответствующей карты.

В левом верхнем углу окна Surfer расположен Менеджер объектов, который позволяет наблюдать порядок вывода объектов на экране и при печати (в менеджере сверху вниз объекты следуют как слои, соответственно, загораживая друг друга при выводе на экран или печатный лист).

Чтобы ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ПРОЕКТОМ надо не забывать делать следующее:

а) каждому объекту (которые по умолчанию получает абстрактное название типа "Line" или "Map") СРАЗУ ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ давать понятное имя, ткнув в название мышкой, например, "Контур работ 2013" - для обводки территории, "lgCu" - для карты по логарифмам содержаний и т.п. Иначе, я Вас уверяю, количество объектов незаметно для вас станет таким огромным, а имена однотипных объектов будут одинаковыми, что вы полностью запутаетесь в проекте.

б) Располагать слои в правильном порядке - те объекты, которые должны выводиться на экран или печататься поверх других, надо перетаскивать мышью наверх в списке менеджера объектов.

в) Каждая новая карта, даже если она строится по общей базе данных, добавляется в проект как независимый объект, даже если попадает при создании на одно и то же место на листе. Мышью эти карты можно передвинуть и расположить рядом. Иногда это нужно - например, чтобы рядом напечатать карты в изолиниях, скажем, по меди и по цинку. Но если требуется совмещать карты - например, поверх карты в изолиниях нанести точки карты фактов, эти карты нужно свести в одну, перетащив любую из них в группу Map, где находится вторая карта. При этом группа Map первой карты (если она больше ничего не включала) исчезнет, а новая группа Map будет содержать две карты как два соседних слоя. Перетаскивать объект мышью можно, когда рядом с ним отображается указатель в виде горизонтальной стрелки. В этот момент можно отпустить мышь и объект "приземлится" в то место, куда указывала стрелка. Если вы перетаскиваете объект куда нельзя, то указатель будет приобретать вид запрещающего дорожного знака.

г) Если просмотру мешают лишние объекты (или вы не хотите их распечатывать), отключите галочку слева от названия объекта, и он пропадет. Так удобно менять для просмотра карты в изолиниях по разным параметрам, потому что за раз можно вывести только одну.

В левом нижнему углу окна Surfer расположен Менеджер свойств объекта, если какой-то объект является в настоящий момент активным, т.е. выделен мышью. Менеджер свойств объединяет на вкладках и по группам все параметры объекта, которые можно изменять, начиная от географической привязки к координатам и заканчивая цветом, фактурой линий и т.п. Помимо Менеджера часть свойств можно редактировать с помощью панели управления Position/Size (расположение на листе относительно левого верхнего угла печатного листа, высоту и ширину объекта).

Картографические инструменты для создания, модификации и анализа поверхностей собраны в меню Grid. Его команды содержат весь спектр инструментов от редактора электронной таблицы до математических модулей по созданию и обработке сеточных файлов ("гридов" - файлов формата *.GRD). Эти возможности и наиболее важные их особенности рассмотрены в главе "Построение сеточного файла" и "Выбор математической модели, крайгинг и вариограмма".

Главной составляющей Surfer является набор картографических инструментов, т.е. команд для отображения подготовленных поверхностей ("гридов"). Основные из них собраны в меню Map - New и частично продублированы в панели инструментов Map.

При необходимости, Surfer позволяет запустить встроенный редактор электронной таблицы (меню Grid - Data). С помощью этой команды можно открыть файл Excel или другой электронной таблицы и пересохранить данные в "родном" для Surfer формате *.DAT, который представляет на самом деле текстовый файл с разделителями колонок. Разумеется, встроенный редактор не идет ни в какое сравнение с возможностями "фирменного" ПО для управления электронными таблицами, такими как Microsoft Excel, OpenOffice Calc и т.п., поэтому пользоваться я не рекомендую. Работать с файлами DAT имеет смысл только в крайнем случае либо если таблицы исходных данных уже заранее подготовлены в формате DAT. В обычной ситуации пользователь работает с данными, созданными  в электронной таблице формата *.XLS, который напрямую обрабатывается всем модулями Surfer для построения поверхностей и карт.

Упомянем важные панели инструментов.

Панель инструментов View (Вид) содержит кнопки масштабирования, с помощью которых удобно за один клик менять размер области просмотра, а также масштабировать и передвигать объекты.

Панель инструментов Map (Карта) содержит все главные кнопки создания карт, которые убыстряют работу, т.к. избавляют от необходимости выбирать в меню Map - New.

Для рисования имеются графические инструменты, собранные на панели Drawing (Рисование): кнопки для ввода текста, многоугольника, ломаной линии, символа, стандартных фигур (прямоугольник, прямоугольник с закругленными углами, эллипс), плавная кривая (т.е. кривая Безье, опирающаяся на узловые точки) и инструмент редактирования узловых точек (аналогичный такому же инструменту в Corel Draw и аналогичном векторном графическом ПО). Общий вид всех панелей дан на рисунке в конце страницы.

Не забудем также настроить единицу измерения: выбрать сантиметры вместо дюймов по умолчанию (меню Tools - Options, далее раздел Environment - Drawing, поле Page Units).

И, наконец, самое важное: форма итоговой карты. Не секрет, что программа Surfer имеется на руках далеко не у всех, следовательно, окончательная форма карты должна соответствовать общепринятому формату. В нашем случае оптимальным вариантом будет экспорт карты в файл растровой графики формата JPEG. Перед экспортом необходимо проверить вешний вид проекта, убедиться в правильном расположении слоев, лишние слои отключить в менеджере объектов, не забыть написать все необходимые заголовки и комментарии. После этого выделяем все объекты, группируем их (это не обязательно, но отнюдь не вредно для защиты от случайных сдвигов объектов относительно друг друга). Экспорт осуществляется через меню File - Export, по нажатию Ctrl+E или с помощью специальной кнопки панели инструментов. По умолчанию Surfer предлагает экспорт в формат *.BLN,  меняем его на *.JPG. В следующем окне можем отредактировать разрешение итоговой картинки (по умолчанию 300 dpi, часто годится и 200 dpi, что экономит размер файла). В окне Export Options есть вкладка JPEG Options, на которой можно выбрать требуемую степень сжатия (не увлекитесь и не пережмите рисунок, обязательно проверьте качеств результата на примере самых мелких надписей и значков). Вот и все!





Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Энциклопедия
Найти