s
Доцент Морозов Михаил Владимирович: официальный сайт

Михаил Владимирович Морозов:
персональный сайт

А Г Д К Л М П Р С Т У Х Я

Мат.модели (занятие, карта-5): Построение точечной карты


Курс "Математические методы моделирования в геологии"

Карты-4. Построение контура площади.
Карты-5. Построение точечной карты.
Карты-6. Построение сеточного файла и карты поверхности. Работа со слоями проекта.

Оглавление:
Практика
   Цель работы.
   Построение точечной карты ("карты-разноски").

Точечная карта - первичный документ геохимического опробования, который показывает пространственное распределения исходных значений, соответствующих конкретным точкам геохимического опробования.

ПРАКТИКА

Цель работы: создание точечной карты содержаний химического элемента.

Построение точечной карты ("карты-разноски").

Точечная карта содержаний химического элемента удобна: она показывает "истинные" (т.е. непосредственно полученные при опробовании) содержания элемента в точках опробования в понятных всем единицах - граммах на тонну или процентах. По сути такая карта аналогична карте фактов, но ее точки отображаются по-разному в зависимости от содержания элемента. Иными словами, содержания элемента "ранжированы", и каждому "рангу", или "классу" соответствует свое обозначение. В таком режиме отображения удобно сделать яркими и крупными, бросающимися в глаза точки с промышленными содержаниями, а низкие содержания изображать мелкими невзрачными точками, которые показывают места взятия проб, просто как точки карты фактов.

Для построения точечной карты с классами точек используем команду меню Map - New - Classed Post Map (или аналогичную ей кнопку панели инструментов Map).

После выбора файла с исходными данными (и при правильном выборе столбцов источника, которые содержат координаты точек и значение картируемого параметра - в нашем случае, содержание элемента) Surfer по умолчанию автоматически построит точечную карту с выбранными им интервалами значений для классов и стандартными значками. Обозначения по умолчанию выглядят ужасно, например, так:

Сперва переименуем только что созданную карту, чтобы не забыть, содержание какого элемента она отображает. Делаем это с помощью менеджера объектов.

Чтобы привести карту в удобоваримый вид, нужно выделить ее мышью, чтобы открылся менеджер свойств объекта слева внизу (либо ткнуть мышью в название карты в списке менеджера объектов). В свойствах карта нужно перейти на вкладку Classes (классы) и щелкнуть мышью по кнопке Edit classes (редактировать классы).

В открывшемся окне Properties (свойства) требуется обозначить удобные значения для границ классов (минимум и максимум), а также выбрать значки для отображение точек каждого класса. ВНИМАНИЕ: значения, лежащие на нижней границе класса, входят в него, а на верхней - нет (т.е. могут входить в следующий класс, ЕСЛИ его нижняя граница установлена равной верхней границе предыдущего класса). Если классов слишком мало или слишком много (на ваш взгляд), можно изменить их количество с помощью параметра Number of classes (Число классов), это выпадающие список с числами в верхней части окна Properties.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА СЛЕДУЮЩИМ:

1) нижняя граница первого класса должна быть ниже или равна минимальному значению (можно сделать ее с запасом, начинать с нуля и т.п.),

2) нижняя граница каждого следующего класса должна быть равна верхней границе предыдущего класса, иначе можно сделать перекрывающиеся классы (абсурд) либо потерять интервал значений,

3) верхняя граница последнего класса должна равна или выше максимального значения, можно сделать ее с запасом;

4) границы лучше сделать круглыми, чтобы не сойти с ума от значений по умолчанию, учтите, что границы будут указаны в легенде (Surfer по умолчанию старается разделить весь интервал на части, примерно поровну заполненные значениями).

Очень удобно в качестве справки следить за двумя следующими столбцами в окне Properties: в третьем по счету столбце (%) показан процент точек, попавших в данный класс, а в четвертом (#) - общее количество точек в классе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: таблица свойств точек классов является по сути гистограммой - показывает частотное распределение измерений по интервалам.

Два последних столбца таблицы свойств точек классов позволяют выбрать вид и размер символа для отображения точки данного класса. Двойной щелчок по символу класса открывает окно свойств символа (Symbol Properties), в котором выбираем внешний вид символа из списка возможных, его цвет и размер, а также (если зачем-то нужно) - его прозрачность (если ПОД СИМВОЛОМ должен просвечивать нижележащий слой проекта, обычно это не требуется).

Если мы выводили точечную карту территории, для которой уже созданы какие-либо карты (карта фактов, обводка и пр.), снова обращаемся к менеджеру объектов, чтобы совместить все карты в одну группу, присвоив таким образом им общую систему координат (такую же операцию мы проделывали с контуром обводки и картой фактов ранее).

Перетаскиваем карту мышью в нужную группу, и, вуаля, все карты собраны воедино:

Точечную карту содержаний элемента мы поместили поверх карты фактов, и теперь большие цветные точки загораживают карту фактов. Это не страшно - все равно одновременно эти карты вывести невозможно, поелику они помечают одни и те же точки. В зависимости от потребностей придется одну из этих карт отключать, поэтому не принципиально их расположение относительно друг друга как слоев проекта. Но, конечно, рекомендуется аккуратно размещать все слои в таком порядке, чтобы важные объекты не были перекрыты сверху.

В заключение выведем легенду точечной карты. Активируем для этого карту (на листе или в менеджере объектов), перейдем к свойствам карты (менеджер свойств объекта) и в нижней части вкладки General отмечаем галочкой параметр Show legend. В этот момент в менеджере объектов в самом верху (т.е поверх всех имеющихся слоев) возникает объект Legend, а на самом листе чуть ниже карты возникает ее легенда (если вы увеличили карту, то легенда может быть вне поля зрения, измените масштаб листа). Для полного оформления кликаем мышью по кнопке ввода текста (типовая кнопка с буквой A в панели инструментов Surfer). Указатель мыши превратится в перекрестие, ткните над легендой и введите ее название в диалоговом окне (например, обозначение химического элемента). Подберите подходящий шрифт. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: теперь в менеджере объектов появился новый объект с именем Text.

Теперь разместите заголовок легенды и ее саму в удобном месте сбоку от карты, можно их сгруппировать, выделив вышью при удержании клавиши Shift, а затем либо выбрать команду меню Arrange - Group (или кликнуть по ним правой кнопкой мыши и выбрать Group). После группировки объекты не будут расползаться при перемещении. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: легенда и текст не находятся в группе Map соответствующей карты и не надо их туда перетаскивать - им все равно нельзя присвоить географические координаты.

Последний штрих: если вы будете еще вводить заголовки (при создании карты это неизбежно) и легенды (если будете добавлять слои, к примеру, карт в изолиниях), то в менеджере объектов появится соответствующее количество объектов с одинаковыми именами Legend (для карт в изолиниях объект называется Color Scale) и Text. Вы обязательно запутаетесь в них. Поэтому мой совет: сразу после создания переименуйте в менеджере объектов легенду и текст ее заголовка. Surfer не запрещает одинаковые имена объектов, поэтому советую назвать их так же, как и саму точечную карту, например, символом химического элемента. В менеджере объектов тип объекта (точечная карта, легенда, заголовок) обозначаются разными иконками, поэтому вы их не перепутаете между собой из-за одинаковых имен.






Опубликовать в своем блоге livejournal.com
Энциклопедия
Найти